Заместитель начальника ИФНС России по Калининскому району города Челябинска Константин Воргуданов разъясняет: с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
На основании закона уплата взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 НК РФ.
С 1 января 2017 года налоговые органы:
Передача администрирования страховых взносов налоговым органам наделяет плательщиков страховых взносов всеми правами налогоплательщиков, в том числе и правом на досудебное урегулирование налоговых споров.
Налоговым кодексом РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров (п. 2 ст. 138 НК РФ). Распространение этого порядка на страховые взносы позволит в дальнейшем быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре. Порядок и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) регламентированы статьями 139, 139.1 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 139 НК РФ, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
Таким образом, жалоба на решение Инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения представляется заявителем в ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска, которая, в свою очередь, в течении 3-х дней направляет указанную жалобу со всеми материалами в УФНС России по Челябинской области на рассмотрение. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы) указаны в статье 139.2 НК РФ.
Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В жалобе должны быть указаны фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; требования лица, подающего жалобу; способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
В настоящее время на интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru по досудебному урегулированию налоговых споров функционируют онлайн-сервисы «Узнать о жалобе» и «Решения по жалобам». Посетив онлайн-сервис «Решения по жалобам», налогоплательщикам и плательщикам страховых взносов представляется возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по жалобам налогоплательщиков.
Онлайн-сервис «Узнать о жалобе» создан ФНС России в целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет и предназначен для информирования Федеральной налоговой службой налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов и иных лиц о поданных ими в центральный аппарат ФНС России и Управления ФНС России по субъектам РФ обращениях (жалобах, заявлениях, предложениях), в том числе на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.