Версия для слабовидящих

Вы здесь

История улицы Кирова и Челябинского театра кукол им. В. Вольховского

Одну из старейших улиц Челябинска называют просто – улица Кирова, или Кировка. На самом деле ее следует именовать улицей имени Сергея Мироновича Кирова. Она тянется по территории двух районов: Центрального и Калининского. Когда-то часть улицы в центре Челябинска называлась Уфимской, а отрезок в заречной части – Екатеринбургской улицей, ибо она вела к дороге на Екатеринбург. В 1920 году обе части объединили в Рабоче-Крестьянскую улицу, которая с 1934 года стала называться улицей имени Кирова в честь Сергея Мироновича Кирова, советского партийного и государственного деятеля.

Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия Костриков) родился в марте 1886 года в г. Уржум Вятской губернии, окончил Казанское механико-техническое училище. В 1904 году переехал в Томск, где работал чертежником в городской управе. С 1905 года – член Томского комитета РСДРП, заведовал нелегальной типографией.

В июле 1906 года арестован и заключён в томскую крепость (тюрьму) на полтора года. С 1908 года Сергей Костриков становится профессиональным революционером, ведёт работу в Иркутске и Новониколаевске (Новосибирске).

В 1912 году Костриков, проездом из Томска на Кавказ, заехал в Челябинск к своему товарищу по революционной работе Михаилу Попову. Именно вместе с Поповым Сергей Костриков создавал в Томске нелегальную типографию. М.А. Попов снимал квартиру в доме Аксёнова (ул. Большая, 15, в советские годы – ул. Цвиллинга, 19. Дом не сохранился). В Челябинске в квартире Попова Костриков прожил с 19 по 30 марта 1912 года, встречался с местными большевиками. С.М. Костриков вернулся во Владикавказ в апреле 1912 года. О благополучном возвращении он сообщил в Челябинск Михаилу Попову: «Вчера водворился на место своего жительства. Издатель встретил с распростёртыми объятиями…»

Революционер Сергей Костриков в апреле 1912 года взял себе псевдоним Киров, под которым публиковал свои статьи, и под этим псевдонимом вошел в историю СССР. 8 января 1926 года Сергея Кирова избирают первым секретарём Ленинградского губернского комитета (обкома) и горкома партии и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б), кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б). Вечером 1 декабря 1934 года С.М. Киров, шедший на заседание по коридору Смольного, где находились Ленинградский горком и обком партии, был убит выстрелом в затылок Леонидом Николаевым. Его убийство Сталин использовал для разворачивания волны репрессий. 

После убийства Кирова уже 11 декабря 1934 года улица Рабоче-Крестьянская в Челябинске была переименована в улицу Кирова, самую известную улицу города.

На улице им. С.М. Кирова, в ее заречной части на территории Калининского района, находится старейшее учреждение культуры Челябинска – Челябинский государственный областной театр кукол им. Валерия Вольховского. Это один из старейших кукольных театров в России и на Урале. Основан драматическими актерами Павлом и Ниной Гаряновыми, приехавшими в Челябинск в начале 1930-х годов. История Челябинского театра кукол началась с двухсотлетнего Петрушки, купленного актерами Гаряновыми у старого московского мастера. Очарование куклы, ее «актерские» возможности подсказали Гаряновым идею создания театра кукол. Но до исполнения желания было далеко. Вначале появились отдельные спектакли, часто они шли на сцене драматического театра. Лишь в 1935 году театр получил статус государственного и 2 октября 1935 года открыл свой первый официальный театральный сезон спектаклем «Каштанка» по рассказу А.П. Чехова. Этот день вошел в сердце города и артистов как день рождения Челябинского театра кукол.

Поначалу у театра не было своего помещения – он занимал одну из комнат Дома художественного воспитания детей. Здесь стояла ширма, ящики с куклами и верстак, на котором делали декорации. По мере роста театра комната в Доме художественного воспитания детей делалась все тесней и тесней. И в конце 1935 года по решению обкома партии под театр отдали здание бывшей 4-й школы по улице Кирова, д. 52-б.

Уже в следующем, 1936 году, при театре была создана студия, готовившая актеров-кукловодов (первая в стране!). А еще через год, в 1937 году, молодой театр заявил о себе во весь голос, став лауреатом Всероссийского конкурса театров кукол в Москве. Два спектакля театра – «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» – были отмечены жюри конкурса и зрителями. В довоенные годы художественное руководство театром осуществляла Нина Гарянова, Павел Гарянов писал для театра пьесы, здесь работали режиссеры С.М. Лещинский, художники Прахонин, Д.Д. Лидер, Б.Н. Скребнев.

Война изменила планы театра. Помещение превратилось в госпиталь. Многие артисты ушли на фронт. Оставшиеся выступали в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях.

После войны, в 1950-1960-е годы, театр развивался и рос. Актерское общежитие размещалось в бывшей (и нынешней) мечети, здесь жили, репетировали, играли свадьбы, воспитывали детей.

Первоначально организованный как городской, в 1959 году Челябинский театр кукол был преобразован в областной. История театра в 1950-1960-е годы связана с именами режиссеров Н. Лещинской, Т. Никитиной, А. Лаврещука, В. Куликова. Спектакли той поры – «Серебряное копытце», «Тигренок Петрик», «Кот Гусляр», «Три поросенка», «Мальчиш-Кибальчиш», «Катькин день», «О чем рассказали волшебники» и др. – пользовались неизменным успехом у зрителей, отмечались на фестивалях театров кукол (Пермь, 1967 и другие). Ведущие артисты тех лет: заслуженная артистка РСФСР М. Золотухина, Г. Арданов, М. Корнилов, А. Мазуров, Никитина, А. Елагин, Н. Демази, Н. Емельянов, Г. Луценко, Г. Понькина, Лещинская, М. Баранчук, С. Ковалевский, А. Ковалевская; художник театра – В. Жиляев.

В 1970-е годы в театре начинается эпоха неширмовых спектаклей, которая связана с именами главного режиссера Людвига Устинова и главного художника Леонида Рошко. Теперь кукла и актер – партнеры по сцене, выступают на равных. Зрители впервые увидели на сцене актера, работающего с куклой, в спектаклях «Жирафенок», «Пушок-волшебник», «Три поросенка», «Колобок». На сцене появляются спектакли для взрослых – «Влюбленные боги», «Любовь и три апельсина».

В 1972 году театр получил отреставрированное здание по ул. Кирова, 8, где находится по сей день. С 1977 года главный режиссер театра – Валерий Вольховский (1938-2003). Следующее 10-летие (1977-1987) называют «золотым веком» театра. Вольховский – один из когорты режиссеров-кукольников, в корне изменивших традиционное представление о театре кукол. Детские спектакли Вольховского на ярком театральном языке, без назидания и снисходительности говорили с маленьким зрителем о необходимости познания мира во всем его многообразии, о добре и зле, поиске своего места в жизни, об истинных и мнимых ценностях («Аистенок и Пугало», «Мы играем в Чебурашку», «Бука», «Золотой цыпленок», «Приключения Незнайки», «Слоненок», «Белоснежка и семь гномов» и другие).

Вместе с Вольховским в челябинский театр пришла «большая» драматургия: Ж. Ануй, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехт, Н.В. Гоголь... Спектакли Валерия Вольховского покорили зрителей как в стране, так и за рубежом. В 1979 году спектакль «Соломенный жаворонок» был с успехом показан на фестивале в Шарлевиль-Мезьере (Франция). В 1985 году спектакль «Мертвые души» получил Гран-при и диплом за режиссуру на фестивале в венгерском г. Печ. В том же 1985 году спектакли «Карьера Артуро Уи...», «Мертвые души», «Аистенок и Пугало» принесли режиссеру Вольховскому, художнику Елене Луценко и актерам Виктору Голованову и Владиславу Чернявскому звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.

С 1978 года театр – коллективный член УНИМА (Международной ассоциации деятелей театров кукол).

Вольховский поднял искусство кукольного театра на небывалую эстетическую и этическую высоту, создал театр-дом. В 2006 году театру присвоено имя Валерия Вольховского. В этом же, 2006 году, Челябинский театр кукол выступил организатором Международного фестиваля театров кукол «Соломенный Жаворонок», на котором состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валерию Вольховскому. Второй фестиваль «Соломенный Жаворонок» состоялся в следующем, 2007 году.

В октябре 2025 года Челябинскому театру кукол исполнится 90 лет, но он по-прежнему молод, полон новых замыслов и творческих планов в освоении сложного языка древнего и вечно молодого искусства театра кукол.

 

Елена Рохацевич

Фото их фондов Объединенного государственного архива Челябинской области

 


Fatal error: require(): Failed opening required 'phpmailer/PHPMailer.php' (include_path='.:/usr/share/php7:/usr/share/php') in /home/k/kalina74ru/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code on line 3