Заместитель начальника инспекции ФНС Росиии по Калининскому району города Челябинска Полилов Н.С. 07.12.2021 года разъяснил, чтобы обжаловать решение (действия, бездействие) инспекции, необходимо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, но подать ее нужно через инспекцию, чье решение (действие или бездействие) обжалует налогоплательщик.
Инспекция, с которой вы спорите, в течение трех рабочих дней соберет материалы, которые у нее есть по этому вопросу, и вместе с вашей жалобой передаст в вышестоящий орган
Сроки предоставления жалобы отличаются для решений по итогам камеральных и выездных проверок, которые налогоплательщик не обжаловал в апелляционном порядке, и всех остальных решений, а также действий (бездействия) инспекции.
По итогам камеральных и выездных проверок, которые налогоплательщик не обжаловал в апелляционном порядке, жалобу нужно подать в течение года со дня принятия такого решения. Дата, когда налогоплательщику вручили это решение, значения не имеет.
При обжаловании остальных решений инспекции, а также ее действия (бездействие) жалобу подавайте в течение года со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Например, это может быть день, когда:
Жалоба составляется в письменной или электронной форме. Требования к жалобе приведены в ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
ФНС России утвердила форму и Порядок заполнения жалобы, а также Формат и Порядок ее представления в электронном виде (Приказ от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@).
Электронная жалоба, которую подает налогоплательщик по телекоммуникационному каналу связи (далее – ТКС), должна соответствовать утвержденному формату (п. 1 ст. 139.2 НК РФ, пп. 2 п. 11 Порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме, утвержденного Приказом ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@).
Направление жалобы в электронном виде по ТКС имеет ряд преимуществ:
К жалобе можно приложить любые документы, которые подтверждают налогоплательщика доводы в жалобе.
Также можно представить дополнительные документы, подтверждающие доводы, в ходе рассмотрения жалобы. Налоговый орган обязан их рассмотреть. Сроки рассмотрения жалобы будут отсчитываться с момента, когда эти документы получит вышестоящий налоговый орган..
Чтобы представить дополнительные документы, можно попросить о приостановлении рассмотрения жалобы (максимальный срок приостановления - шесть месяцев). Для этого следует направить ходатайство, которое должны рассмотреть в течение пяти дней со дня его получения. О принятом решении налогоплательщику должны сообщить в течение трех дней (п. 1 ст. 140 НК РФ).
Сроки, в течение которых налогоплательщик может получить решение по своей жалобе, отличаются:
В некоторых случаях вышестоящий орган может оставить жалобу без рассмотрения.
Такие жалобы вышестоящий орган рассматривает в течение месяца со дня получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на месяц, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от вашей инспекции или если вы после подачи жалобы подадите дополнительные документы (п. 1 ст. 100.1, п. 7 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ).
При подаче дополнительных документов срок рассмотрения жалобы исчисляется с момента, когда их получит вышестоящий налоговый орган (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Жалобу рассматривают без участия налогоплательщика (п. 2 ст. 140 НК РФ). Но налогоплательщика могут пригласить, если:
Жалоба может быть рассмотрена с использованием видео-конференц-связи (п. 2 ст. 140 НК РФ).
Решение по жалобе налогоплательщику отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Такие жалобы вышестоящий орган рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Этот срок могут продлить еще на 15 рабочих дней, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы от вашей инспекции или если после отправки жалобы их подадите вы (п. 6 ст. 140 НК РФ).
При подаче дополнительных документов срок рассмотрения жалобы исчисляется с момента, когда их получит вышестоящий налоговый орган (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Жалобу рассматривают без участия налогоплательщика, но в некоторых случаях вас могут пригласить (п. 7 ст. 101.4, п. п. 2, 5 ст. 140 НК РФ).
Решение по жалобе налогоплательщику отправят в течение трех рабочих дней со дня принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).
Вышестоящий орган не станет рассматривать жалобу, если (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):
Вышестоящий орган примет решение оставить жалобу без рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня получения (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 139.3 НК РФ):
Решение отправят налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 139.3 НК РФ).
Можно исправить ошибки, из-за которых жалобу оставили без рассмотрения, и подать ее еще раз, если сроки еще не прошли (п. 3 ст. 139.3 НК РФ).
Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа об оставлении поданной жалобы без рассмотрения, то обоснованность такого решения будет рассматриваться арбитражным судом при подготовке дела к судебному разбирательству. Если суд признает отказ необоснованным, то дело будет рассмотрено по существу жалобы (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 18).