Версия для слабовидящих

Вы здесь

Интервью заместителя начальника налоговой инспекции об изменении налогового законодательства в части уплаты налоговых платежей с 1 января 2023 года

Заместитель начальника ИФНС России по Калининскому району города Челябинска Н.С. Полилов 27.01.2023 ответил  на вопросы, касающиеся изменений в порядке перечисления налоговых платежей и введения Единого налогового счета с 1 января 2023 года.  

Н.С.Полилов рассказал,  что в соответствии с Федеральным законом № 263-ФЗ внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации: с 1 января Единый налоговый платеж и Единый налоговый счет стали обязательным для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Система Единого налогового счета и Единого налогового платежа подразумевает, что налоги, сборы и страховые взносы нужно перечислять единым платежным документом. Все платежи, администрируемые налоговыми органами, подлежат уплате на отдельный казначейский счет, открытый в управлении Федерального казначейства по Тульской области, получателем является Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом. Данный счет применяется вне зависимости от места постановки на учет налогоплательщика или места нахождения объекта.

Вопрос: Что такое Единый налоговый счет?

Н.С. Полилов:  Это форма учета налоговыми органами сумм, которые в соответствии с Налоговым кодексом  Российской Федерации (далее - НК РФ)  лицо должно уплатить (вернуть) в бюджетную систему (т.н. «совокупная обязанность»), и денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа или признаваемых в качестве единого налогового платежа (п. 2 ст. 11.3 абзац 28п. 2 ст. 11 НК РФ здесь и далее – в редакции Федерального закона № 263-ФЗ).

Единый налоговый счет открывается и ведется в отношении каждого физического лица и в отношении каждой организации (п. 4 ст. 11.3 НК РФ).

На этом счете учитываются суммы платежей, причитающихся от лица как налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента.

Вопрос: Как характеризуется остаток единого налогового счета?

Н.С. Полилов: Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ). Сальдо может быть положительным, отрицательным или нулевым.

Отрицательное сальдо и есть задолженность – это суммы, срок уплаты которых для налогоплательщика уже наступил (абзац двадцать девятый п. 2 ст. 11 НК РФ).

Однако возникает внутреннее противоречие между понятиями «совокупная обязанность», «задолженность» и «отрицательное сальдо единого налогового счета», поскольку наличие обязанности по уплате само по себе еще не означает наличие задолженности в силу ненаступления срока уплаты.

Вопрос: Положительное сальдо означает превышение суммы перечисленных средств над суммой совокупной обязанности?

Н.С. Полилов: Да. При обнаружении налогоплательщиком ошибок в декларации основанием для освобождения от ответственности за неуплату налога будет являться наличие положительного сальдо единого налогового счета в размере недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней на момент представления уточненной налоговой декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Если у налогоплательщика со дня, на который приходится установленный срок уплаты налога (сбора, страховых взносов), до дня вынесения решения о привлечении к ответственности за правонарушение, связанное с неуплатой налога, непрерывно имелось положительное сальдо единого налогового счета, то он освобождается от ответственности в части, достаточной для уплаты налога за счет указанного положительного сальдо (п. 4 ст. 122 НК РФ).

Вопрос: Какие суммы не учитываются при определении размера обязанности?

Н.С. Полилов: Суммы переплаты, со дня уплаты которых прошло более трех лет, или наоборот, суммы, в отношении которых пропущен срок взыскания (п. 7 ст. 11.3 НК РФ).

Некоторые суммы не учитываются временно, например, если речь идет о принятии обеспечительных мер, в соответствии с которыми действие оспариваемого решения налогового органа приостановлено

Вопрос: Что понимается под единым налоговым платежом?

Н.С. Полилов: Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с НК РФ (абзац первый п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

К единому налоговому платежу относятся также некоторые другие суммы (пп. 1-5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ), в частности:

- возмещаемые налоговым органом;

- суммы, в отношении которых отменено решение о зачете их в счет предстоящих платежей по конкретному налогу;

- проценты, начисленные налоговым органом на излишне взысканные суммы.

Вопрос: Что представляет собой уведомление об исчисленных суммах налогов?

Н.С. Полилов: Это новый отчетный документ. Введена обязанность налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов представлять в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Уведомление представляется, если согласно законодательству о налогах и сборах налоги, авансовые платежи по налогам, сборы, страховые взносы уплачиваются (перечисляются) до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Обязанность представлять уведомления об исчисленных суммах не распространяется на случаи уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений.

Вопрос: В какие сроки нужно подавать такое уведомление об исчисленных суммах налогов?

Н.С. Полилов :  Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (абзац второй п. 9 ст. 58 НК РФ).

Вопрос: Есть ли особенности представления уведомлений для основной категории налоговых агентов по НДФЛ?

Н.С. Полилов :  Налоговые агенты в уведомлении указывают в том числе информацию о суммах НДФЛ, исчисленных и удержанных ими за период с 23-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором представлено указанное уведомление, по 22-е число текущего месяца. То есть на расчет сумм НДФЛ отводится три дня.

Более того, обратим внимание на уведомление об исчисленных суммах НДФЛ за период с 23 по 31 декабря – это исключение из правил. В отношении сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом в соответствии со ст. 226 НК РФ за период с 23 по 31 декабря, уведомление представляется не позднее последнего рабочего дня года. Таким образом, и представление уведомления, и перечисление НДФЛ должно быть произведено не позднее последнего рабочего дня года (абзац третий п. 9 ст. 58п. 6 ст. 226 НК РФ).

Вопрос: Кем и как определяется принадлежность сумм, перечисленных в качестве единого налогового платежа или признаваемых в качестве единого налогового платежа?

Н.С. Полилов: Налоговыми органами, на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности. При этом должна соблюдаться следующая последовательность (п. 8 ст. 45 НК РФ):

- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;

- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;

- пени;

- проценты;

- штрафы.

При недостаточности средств для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты принадлежность определяется пропорционально суммам таких обязанностей (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Информация о принадлежности сумм денежных средств, детализированная по каждому налогу, авансовым платежам по налогам, сбору, страховому взносу, пеням, штрафам, процентам, представляется по итогам каждого дня налоговым органом, уполномоченным ФНС, уполномоченному органу Федерального казначейства в порядке и сроки, которые установит Минфин (п. 12 ст. 45 НК РФ).

Из НК РФ исключается процедура уточнения платежа (по смыслу закона, не будет потребности в уточнении основания, типа, принадлежности платежа, налогового периода, статуса плательщика, счета Федерального казначейства).


Fatal error: require(): Failed opening required 'phpmailer/PHPMailer.php' (include_path='.:/usr/share/php7:/usr/share/php') in /home/k/kalina74ru/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code on line 3