Версия для слабовидящих

Вы здесь

Как осуществляется защита прав предпринимателей?

Помимо общих способов защиты прав и направленной на это деятельности органов всех ветвей государственной власти существует специально созданный институт уполномоченных по правам предпринимателей на федеральном и региональном уровнях, а также некоторые особенности судопроизводства с участием субъектов предпринимательства.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее -Закон о защите прав предпринимателей) уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав предпринимателей основными задачами Уполномоченного являются:

- защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств;

- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

- взаимодействие с предпринимательским сообществом;

- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Например, Уполномоченный может защищать права предпринимателей в суде, оспаривая ненормативные акты органов местного самоуправления, акты налоговых, защищая права предпринимателей в гражданских правоотношениях с органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о защите прав предпринимателей Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о защите прав предпринимателей, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

Значительная часть решений Уполномоченного при рассмотрении обращений связана с возможностью защиты прав предпринимателей в суде. При этом необходимо отметить, что лишь Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривают Уполномоченного в качестве особого участника процесса.

Так, ст. 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гласит, что Уполномоченные, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по правилам, установленным ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уполномоченный по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, может быть допущен к участию в деле в качестве защитника.

Упоминание об Уполномоченном имеется в ч. 3.2 ст. 28.1 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено обязательное его уведомление обо всех случаях отказа в прекращении уголовного преследования по ч. 3.1 ст. 28.1 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом существует возможность допуска Уполномоченного к участию в уголовном процессе наряду с защитником, однако удовлетворение такого ходатайства подсудимого не является обязательным для суда и рассматривается в том же порядке, что и иные ходатайства.

За воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного установлена административная ответственность.

Так, согласно ч. 1 ст. 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 ООО до 2 ООО рублей.

Для должностных лиц, с которыми Уполномоченный осуществляет взаимодействие в рамках своих полномочий, закрепленных в ст. 4 Закона о защите прав предпринимателей, также установлена административная ответственность.

Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного либо воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 ООО до 3 ООО руб. (ч. 2 ст. 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному влечет наложение административного штрафа в размере от 1 ООО до 2 ООО руб. (ч. 3 ст. 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч. 4 ст. 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 - 3 ст. 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.


Fatal error: require(): Failed opening required 'phpmailer/PHPMailer.php' (include_path='.:/usr/share/php7:/usr/share/php') in /home/k/kalina74ru/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code on line 3