Версия для слабовидящих

Вы здесь

Первенец Челябинской промышленности - ЧГРЭС

Челябинская государственная районная электростанция (ЧГРЭС) является первенцем плана ГОЭЛРО на Южном Урале и первым промышленным предприятием Челябинска и Калининского района, построенным в годы советской власти. ЧГРЭС дала главный толчок в строительстве Челябинского тракторного завода, Челябинского электрометаллургического комбината, электролитного цинкового, лакокрасочного, абразивного и других крупных предприятий Челябинска и Челябинской области.

Когда план ГОЭЛРО обсуждался делегатами VIII Всероссийского съезда Советов (1920), с докладом выступал председатель Государственной комиссии по электрификации Г.М. Кржижановский, и на огромной карте под его указкой вспыхивали огоньки электростанций, которые предстояло построить. Всего их было 27. Челябинской ГРЭС и был присвоен этот последний номер. Кстати, торжественная закладка фундамента главного корпуса ЧГРЭС состоялась 6 ноября 1927 г. 13 ноября 1927 года газета «Уральский рабочий» так писала об этом событии: «Первые кирпичи в здание будущей станции заложили главный инженер Челябстроя тов. Гинтовт и представитель от Облисполкома тов. Назаров в присутствии представителей от Окрисполкома, Горсовета и Окружкома ВКП(б). На закладке присутствовало до двух тысяч человек: делегаты от всех профсоюзов города, комсомольцы, пионеры и войсковые части».

15 августа 1930 г. состоялось торжественное открытие, а 1 сентября 1930 г. заработала первая турбина на 24 тыс. кВт. В 1931 г. здесь были пущены еще три агрегата, (мощность станции достигла 51 тыс. кВт), а в 1932 г. еще один агрегат на 22 тыс. кВт. 

В Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранились воспоминания о строительстве первенца челябинской индустрии – ЧГРЭС.

Коновалов Захар Николаевич, член Совета ветеранов Калининского района:

Приехал я в Челябинск в 1930 году, устроился на строительство ЧГРЭС. Работал в первом строительном районе чернорабочим. Всего на строительстве было 11 районов. Работали все вручную, никаких механизмов не было: кувалда, лом, носилки, «коза» – вот основные средства производства. Позднее работал камнеломом. Ломили камень тоже вручную, чтобы быстрее пустить станцию. Часто после трудового дня всей бригадой оставались на субботники. В то время нашу бригаду возглавлял бригадир коммунист Звездин. Бригада была одна из передовых. В соревновании с соседней бригадой, которую возглавлял В.Турбеев, мы часто выходили победителями. Между бригадами заключались договоры о выполнении плана. Выполнялись договоры на 120-150% одной и другой бригадами. В качестве поощрения победителям соревнования вручались премии или грамоты, в качестве премий выдавали сапоги, ботинки и др. вещи. В моей трудовой книжке есть такие записи: «За хорошую работу премирован костюмом», «За хорошую работу премирован сапогами».

Когда закладывали станцию, то под первый камень рабочие положили советский рубль в правом углу строительной площадки, у главного корпуса первой очереди. Это для того, говорили первостроители, чтобы успешно шло строительство первой электростанции в городе Челябинске. Рабочие в основном шли на строительство станции из деревень и были не знакомы даже с простой техникой, их нужно было обучать квалифицированному труду и дисциплине. С жильем было плохо, жили в бараках, текучесть кадров большая.

Вспоминается такой факт. Когда готовились к пуску станции 1 сентября 1930 года, колхозники-шефы из Сосновского, Еткульского и Аргаяшского районов приехали на пуск станции. Собралось подвод 200. Привезли они нам в подарок зерно (пшеницу и рожь).

На митинг прибыли секретарь Уралобкома ВКП(б) И.Д.Кабаков и представители Дальневосточной армии. Дальневосточники были нашими шефами, они вручили ЧГРЭС гвардейское знамя, с которым отряд Блюхера прошел от Челябинска до Дальнего Востока. Боевое знамя партизан Гражданской войны в трех местах пробито пулями. Это знамя до 1937 года хранилось в парткоме ЧГРЭС.

Еще расскажу, как я познакомился с наркомом Серго Орджоникидзе, когда он приезжал на ЧГРЭС.  В это время я работал зав. разгрузбюро и зав. угольными складами. Орджоникидзе обошел зольный, машинный, котельный цехи и пришел в цех углеподачи. Здесь директор станции Я.Д. Березин представил меня Орджоникидзе как рабочего выдвиженца. Орджоникидзе поздоровался со мной за руку и задал вопрос: что нам очень нужно? Я ответил, что нам очень нужен трактор для укатки-уплотнения угля на запасных складах. Он сказал своим подчиненным: запишите.

Обрадованный, я рассказал грузчикам, что будет у нас трактор. Но они сомневались: когда еще он будет, может, через год. Каково же было наше удивление, когда через две недели мы получили трактор. Очень радовались этому событию, так как теперь уголь стали утрамбовывать не вручную, а укатывать трактором, что намного облегчило труд рабочих и сэкономило много рабочей силы. Кроме того, улучшилось хранение угля, он перестал самовозгораться. А ведь уголь в то время был главным топливом станции.

Александр Раков, ветеран энергетики:

В середине 1932 года на электростанцию должен был приехать Всесоюзный староста, председатель ВЦИК товарищ Михаил Иванович Калинин. Накануне меня вызвал директор электростанции тов. Яковлев и сказал: «Завтра нашу электростанцию посетит товарищ Калинин. Обязываю вас от имени коллектива электростанции отдать рапорт тов. Калинину, и так отдать, как вас учили в военно-морском флоте: четко, ясно, громко, конкретно. Ну, и сами должны выглядеть аккуратно, красиво. Поняли?» – «Понял, выполню, краснеть за меня не придется. А М.И. Калинин пусть знает, какие хорошие советские ребята работают на электростанции».

Мне тогда было 23 года – молодой, красивый, стройный, энергичный, сильный. Задолго до начала моей смены я стал готовиться к встрече. Жена спрашивает: «Ты что – в театр собираешься? Надел белую пикейную накрахмаленную рубашку, новый костюм. Зачем?» – «Сегодня на электростанцию приезжает Михаил Иванович Калинин. Мне поручено от имени коллектива отдать ему рапорт. Должен прилично выглядеть и не опозорить электростанцию».

Середина дня. Слышу, поднимаются по лестнице много людей. Тут и представители партийных, общественных организаций, ОГПУ, руководство станции. Впереди всех идет Калинин. На главном щите управления были, кроме меня, шесть человек, моих помощников. Высококвалифицированные электромонтеры. Я четко, громко подал команду: «Встать, смирно, равнение на середину!» Подошел к Калинину и заявил: «По поручению дирекции электростанции позвольте отдать рапорт. Электростанция уверенно работает и несет полную нагрузку. В работе находятся турбогенераторы, паровые котлы и прочее вспомогательное оборудование. Электростанция уверенно снабжает электроэнергией все предприятия, заводы и новостройки городов Челябинска, Копейска, Миасса, Златоуста, Карабаша, Кыштыма и Свердловска. Рапорт отдал дежурный инженер Александр Раков». – «Рапорт принял. Михаил Калинин».

Он подошел ко мне и подал руку: «Здравствуйте, товарищ Раков». Я подаю команду: «Вольно!»

Пытаюсь сопроводить Калинина к своему мягкому креслу и предлагаю сесть. А Калинин возражает и говорит: «Вы мне коротко объясните, что представляет из себя главный распределительный щит электростанции, я ведь тоже производственник». Я коротко объясняю схему, как работают электрические приборы.

- А где и кем они сделаны?

- В Германии.

- А еще какие страны участвовали в поставке оборудовании?

- Америка, Англия, Франция, Швеция, Япония, Советский Союз.

- Скажите, товарищ Раков, почему мы покупаем оборудование за границей, как это вы понимаете?

- Михаил Иванович, уровень развития техники в нашей стране не позволяет самим изготавливать такое мощное оборудование, например, турбогенераторы мощностью 24000 кВт, поэтому, видимо, Советское правительство и вынуждено закупать за границей. Я слышал, что будут строиться большие заводы в Челябинске.

- Да, будет построено много мощных заводов. Вы человек молодой и скоро увидите их сами, ну, а теперь можно сесть и побеседовать. Калинин видит раскрытую книгу дежурных инженеров и написанный рапорт, где стоит подпись: «Рапорт сдал, А.Раков».

Калинин попросил ручку и против моей фамилии написал: «Рапорт принял. М.Калинин».

Эта книга долго хранилась в сейфе директора ЧГРЭС. По окончании беседы Калинин заявил: «Желаю вам, товарищ Раков, и всему коллективу производительно, дружно работать, быстрее осваивать технику. Это очень важно для нашей страны. Всегда помните: вы делаете большое нужное государственное дело».

По материалам Объединенного государственного архива Челябинской области. Ф. К-288. ОП. 2. Д. 237. Л. 1-4; Д. 247. Л. 4-7.

Фото из фондов ОГАЧО.

Фото 1 - Общий вид строительства Челябинской государственной районной электростанции (ЧГРЭС). Снимок 2, лето 1928.

Фото 2 - Первостроители ЧГРЭС, 1928-1930.

Фото 3 - Строители ЧГРЭС следуют колонной на земляные работы, 1928.

Фото 4 - Монтаж турбины № 4 на Челябинской государственной районной электростанции (ЧГРЭС), 01.1932.

Фото 5 - З.Н. Коновалов, член Совета ветеранов Калининского района.

Фото 6 - Мемориальные доски по истории ЧГРЭС на производственном корпусе по ул. Российской, 1а. Общий вид, 1970-е.

Фото 7 - Один из жилых домов поселка ЧГРЭС, 1936.


Fatal error: require(): Failed opening required 'phpmailer/PHPMailer.php' (include_path='.:/usr/share/php7:/usr/share/php') in /home/k/kalina74ru/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code on line 3